Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Нижний Амур и р. Уссури

Список литературы:

Okladnikov A.

Ancient Art of the Amur Region.

Leningrad. 1981.

Пономарева И.А.

Неопубликованные изображения и разночтения в копиях петроглифов Нижнего Амура: по материалам Ф. № 1099 Санкт-Петербургского филиала архива Российской академии наук

Новые материалы и методы археологического исследования: материалы II Междунар. конференции молодых ученых. Москва 19-21 марта 2013 г. М., 2013.

Окладников А.П.

Северная Азия на заре истории.

Новосибирск, 1980. 164 с.

Окладников А.П.

Петроглифы Нижнего Амура.

Л.: Наука, 1971. 329 с.

Окладников А.П.

Лики древнего Амура.

Новосибирск, 1968.

Медведев В.Е.

Из истории организационно-охранных мероприятий на петроглифах Сакачи-Аляна

Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы). Мат-лы межд. науч. конф. Т. 1. Труды САИПИ. Вып. VIII. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 179–183.

Медведев В.Е.

Неолит Амурского бассейна

III Северный археологический конгресс: Доклады. 8-13 ноября 2010. Ханты-Мансийск. Екатеринбург – Ханты-Мансийск: Издательский Дом «ИздатНаукаСервис», 2010. С. 54-91.

Маак Р.К.

Путешествие по долине реки Уссури

Ч. 1. СПб., 1861.

Ласкин А.Р., Дыминский С.А.

Новые петроглифы Сикачи-Аляна

Пятые Гродековские чтения: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Амур – дорога тысячелетий». – Хабаровск, ХККМ, 2006. Ч. 1. С. 165–169.

Ласкин А.Р.

Исследования Шереметьевских петроглифов в Хабаровском крае

Дальневосточно-сибирские древности: сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения В.Е. Медведева. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2012.

Ласкин А.Р.

Перспективы дальнейшего изучения и сохранения петроглифов Сикачи-Аляна

Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 2. С. 136-142.

Лапшина З.С.

Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури.

Хабаровск: ХГИИК, 2012. 212 с.

Дэвлет М.А., Дэвлет Е.Г.

Антропоморфные личины как маркеры путей древних миграций

Окуневский сборник. Культура и ее окружение. Вып. 2. СПб., 2006. С. 325-229.

Деревянко А.П

В поисках оленя Золотые рога.

М.: Советская Россия, 1980. 413 с.

Петроглифы нижнего Амура и бассейна р. Уссури образуют своеобразную, ясно очерченную локальную провинцию. На Дальнем Востоке в Приморье и Приамурье в древности существовал глубоко самобытный художественный мир, самостоятельный очаг первобытного творчества.

Несколько поколений исследователей трудилось в этом регионе, но основные работы по изучению петроглифов были проведены А.П. Окладниковым. Наскальные изображения в регионе создавались начиная с эпохи камня. В репертуаре петроглифов характерно преобладание изображений антропоморфных личин. Отличительную черту своеобразного художественного стиля, как и вообще искусства первобытной эпохи в амуро-уссурийской провинции, составляет тенденция к абстракции и орнаментализму, применение в качестве основных формообразующих элементов спирали, концентрических окружностей и орнамента.

Наиболее ярким и характерным памятником этого очага первобытного творчества является знаменитое местонахождение наскальных изображений в районе старинного нанайского селения Сикачи-Алян (ранее - Сакачи-Алян) на правобережье нижнего Амура. Петроглифы располагаются вдоль береговой линии на базальтовых глыбах, лежащих на скальном цоколе высокой террасы или на песчаном берегу, иногда даже в воде. Они сосредоточены на прибрежных камнях и скальных выходах, во время половодья скрывающихся под водой. Петроглифы были созданы в одной и той же устойчиво повторяющейся технике, а именно желобками различной глубины.

Личины – условные абстрагированные изображения человеческих лиц или масок, каждая из которых все же имеет свой характерный индивидуальный облик. Очертания личин многообразны, встречаются овальные, круглые, яйцевидные, сердцевидные, даже трапециевидные и квадратные. Особую группу составляют личины парциальные, неполные, без внешнего контура или без внутреннего заполнения. Встречаются обезьяновидные или череповидные экземпляры. Глаза, обозначенные на личинах-масках, имеют иногда миндалевидную, иногда круглую форму. Известны «зубастые» экземпляры, у которых во рту показан ряд зубов. Многие личины, в частности у с. Шереметьевского на Уссури, вычурны, стилизованны, орнаментальны. Внешний верхний контур личин бывает обрамлен отходящими в стороны черточками, как бы лучами, образующими своего рода корону, не исключено, что таким образом показаны волосы. Иногда на голове обозначены рога. Изображения личин сочетаются с чашевидными углублениями-лунками, кругами, в том числе концентрическими. Некоторые из этих фигур могут являться частью парциальных личин. Ямки-лунки иногда располагаются в определенных композиционных сочетаниях по три, как бы по углам треугольника. В таком случае они могут представлять парциальные личины, две ямки в верхней части означают глаза, одна внизу – рот. Условно переданные полные антропоморфные фигуры встречаются крайне редко, они не характерны для искусства древних обитателей амурско-уссурийского региона. Встречаются изображения лодок с гребцами.

На скалах Амура и Уссури представлены в небольшом числе животные, обычно в статичных позах. Такие же как у личин декоративные элементы составляют заполнение некоторых зооморфных фигур. Выделяются два изображения лосей, у которых контур передан натуралистически, с соблюдением реальных пропорций тела, а внутреннее заполнение состоит из декоративных элементов – спиралей и завитков. Своеобразные сюжеты наскального искусства амурско-уссурийского региона – это фигуры водоплавающих птиц с длинными шеями. Среди них утки, гуси или лебеди. Искусству этой локальной провинции была чужда динамика и экспрессия, которые характерны для лучших образцов таежных петроглифов. Попытка передать движение прослеживается только в изображениях птиц с приподнятыми как бы на взлете крыльями, открытым клювом или как бы плывущих с вытянутой шеей. Змеи показаны обычно в форме спиралевидной линии, реже в виде волнистой. Петроглифы характеризуются чертами декоративной стилизации.

А.П. Окладников проследил серию этнографических аналогий амурским петроглифам и отметил их тесную связь с современным искусством и традиционным художественным творчеством амурских племен, в котором орнамент повторяет основные сюжеты наскальных изображений: личины, фигуры рыб, птиц, змей, а также широко применяются спирали. Местные племена имели разнообразные контакты как с культурами близких, так и отдаленных областей, что нашло отражение в сложном мире амурских петроглифов.

Фото и прорисовки: Окладников А.П., Дэвлет Е.Г., Ласкин А.Р., Гиря Е.Ю. и др.

Дэвлет Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru