Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Мугур-Саргол

Иллюстрации:

Открыть каталог иллюстраций


Список литературы:

Devlet M.A.

Ancient sanctuaries in Tuva and the origin of shamanism

Spellbound by the shaman. Shamanism in Tuva. Antwerp., 1997, p. 37-51.

Devlet M.A.

Mugur-Sargol, sanctuaire de l’age du Bronze sur l’elenissei

Dossiers d’Archeologie. № 212. 1996, p. 58-63.

Шер Я.А.

Петроглифы Средней и Центральной Азии.

М., 1980, с. 129-131, рис. 57-60.

Дэвлет М.А.

Петроглифы Мугур-Саргола.

М., 1980.

Дэвлет М.А.

Рисунки на скалах (XVIII – начало XX)

Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980, с. 127-129.

Дэвлет М.А.

О головных уборах антропоморфных изображений эпохи бронзы на верхнем Енисее

Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980, с. 53.

Дэвлет М.А.

Личины–маски и проблема древних культурных связей

Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978, с. 133-157.

Дэвлет М.А.

Мугур-Саргол – древнее святилище на Енисее

У истоков творчества. Новосибирск, 1978, с. 164-172.

Дэвлет М.А.

Петроглифы Улуг-Хема.

М., 1976, с. 6-13, 44-76, 100-108.

Дэвлет М.А., Попова И.Ф., Титова Н.И.

Работы в Саянском каньоне

АО 1975 г. М., 1976, с. 239-240.

Вайнштейн С.И.

История народного искусства Тувы.

М., 1972, с. 15-17.

Грач А.Д.

Итоги и перспективы археологических исследований в Туве

КСИА, вып. 118, 1969, с. 55.

Формозов А.А.

Очерки по первобытному искусству.

М., 1969, с. 104-107.

Формозов А.А.

наскальные изображения в Центральной Туве

АО 1966 г. М., 1967, с. 133-134.

Памятник открыт в 1956 г. С.В. Макаровым. В 1975-79 гг. производил стационарные работы Отряд по изучению петроглифов под руководством М.А. Дэвлет. Памятник расположен в Саянском каньоне на левом берегу Енисея напротив устья р. Чинге. Скалы с петроглифами тянутся полосой на протяжении 500 м вдоль реки. Изображения выбиты на прибрежных скалах и отдельно лежащих валунах, всего на 371 камне, на каждом от одного до ста и более изображений. Техника выполнения точечная, реже резная. Изображения фигуративные, символические, знаковые. Силуэтные и контурные с проработкой деталей. Специфическими сюжетами, характерными для данного местонахождения являются изображения личин-масок, жилищ с примыкающими к ним загонами, представленными в плане, а также ямок-лунок и точечных выбоин, датируемых бронзовым веком. Наиболее характерная сюжетная группа — это личины-маски, их насчитывается около 250. Изображения оградок круглой и прямоугольной формы с точечным или рассеченным черточками внутренним пространством — это второй характерный сюжет петроглифов Мугур-Саргола. Встречаются фигуры подпрямоугольной формы с отходящими в стороны отростками. контурами напоминающие распластанные шкуры. Третий характерный сюжет петроглифов Мугур-Саргола - круги, ямки-лунки, чашечные углубления, реже окружности с точкой в центре, их насчитывается около трех тысяч. Скорее всего эти знаки в разных случаях несли на себе различную семантическую нагрузку. Возможно, что в какой-то часто они имели астральный характер. Изображения человеческих фигур встречаются на святилище Мугур-Саргол значительно реже, чем рисунки личин-масок. Всего они насчитываются в количестве не многим более 70, причем хронологически диапазон этих изображений довольно велик. Некоторые воплощают действие с использованием оружия или орудий. Часть антропоморфных фигуры показаны в головных уборах. которые обычно венчают головы личин-масок. Своеобразны четыре антропоморфные фигуры с огромными грибообразными головными уборами. Изображение раскрытой ладони в натуральную величину, выбитое на камне № 107 рядом с личиной, уникально. Многочисленны фигуры животных, в большинстве своем это козлы, выполненные в различной стилистической манере, а также олени, реже быки и др. Встречаются тамгообразныне знаки. Наиболее сложные композиции встречаются в «алтарной» части и у уреза воды. Датируются: от эпохи бронзы до современности.

Фото из архива Саяно-Тувинской экспедиции ИА АН СССР, прорисовки М.А. Дэвлет

М.А. Дэвлет




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru