Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Алды-Мозага

Список литературы:

Devlet M.A.

Petroglyphs on the Bottom of the Sayan Sea (Mount Aldy-Mosaga)

Anthropology and Archaelogy of Eurasia. Vol. 40, № 2, NY, 2001.

Devlet M.A.

Felsbilder von Aldy-Mozag, Tuva

Eurasia Antiqua Zeitschrift fur archaőlogie Eurasiens. Band 3. // Berlin, 1999, p. 595-651.

Devlet M.A.

Ancient sanctuaries in Tuva and the origin of shamanism

Spellbound by the shaman. Shamanism in Tuva. Antwerp., 1997.

Дэвлет М.А.

Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага).

М., 1998.

Дэвлет М.А.

Листы каменной книги Улуг-Хема.

Кызыл,1990.

Дэвлет М.А.

Петроглифы Алды-Мозага

Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири. Новосибирск, 1989.

Дэвлет М.А.

1976. Петроглифы Улуг-Хема.

М., табл. 34-43.

Дэвлет М.А.

Пляшущие человечки

Природа, 1976, № 9, с. 117-119.

Рыбаков Б.А.

Новейшие археологические открытия

Вестник Академии наук, 1976, № 2, с. 170.

Петроглифы открыты в 1956 г. С.В. Макаровым, скопированы и описаны Отрядом по изучению петроглифов под руководством М.А. Дэвлет. Памятник находится в Саянском каньоне, на правом берегу Енисея в устье р. Чинге напротив урочища Мугур-Саргол. Представляет собою небольшую горку высотой 25 м. Основная масса петроглифов выбита на прибрежных камнях. Наиболее древние и ценные в художественном отношении наскальные изображения сосредоточены у уреза воды. Всего петроглифы выбиты на 152 камнях, от одной до нескольких десятков фигур на каждом камне. Изображения в точечной технике, реже резные. Профильные и силуэтные с проработкой деталей. Иногда тонкой резной линией намечен абрис фигуры, а затем пространство внутри контура забито точечными ударами. Сюжеты: фигуративные изображения, символические, знаковые. Личин-масок среди петроглифов Алды-Мозага менее четырех десятков, встречаются антропоморфные фигуры На скалах представлены как отдельные фигуры животных, так и целые композиции, где хищники преследуют копытных, где люди охотятся, совершают культовые действия и др. На горе Алды-Мозага чаще, чем на других местонахождениях Саянского каньона, древние художники выбивали фигуры быков с поклажей на спине. На прибрежном скальном выходе зафиксирована совершенная в художественном отношении композиция гуннского времени, на которой представлена парящая птица, бегущие звери, рыба. Датировка: от эпохи бронзы до начала XX в.

Дэвлет М.А.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru