Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Байкал

На берегах озера Байкал — внутреннего моря Азиатского материка — встречаются различные археологические памятники, в том числе разновременные петроглифы, немногочисленные, но выразительные и самобытные. Эти писаницы, открытые в последней четверти XIX в. были наиболее полно скопированы и изучены в результате работ, проводившихся под руководством А.П. Окладникова (Окладников, 1974). Самый яркий памятник — скала с петроглифами на северном побережье Байкала в бухте Саган-Заба. На обращенных к озеру плоскостях беломраморной скалы, крутых и обрывистых, выбиты многочисленные довольно крупные антропоморфные фигуры. У персонажей маленькие головки, увенчанные рогами, широкие плечи, утрированно мощная грудь, ноги укороченные, согнутые в виде ромба, ступни вывернуты наружу, руки опущены вдоль тела или же согнуты в локтях и воздеты вверх. А.П. Окладников трактовал антропоморфные фигуры как изображения шаманов, исполняющих ритуальный танец. Кружки, расположенные по бокам танцующего персонажа, он трактовал как шаманские бубны. Одна из антропоморфных фигур представляет профильное изображение рогатого человечка, который как бы взбирается на дерево. Обращает на себя внимание силуэт рожающей женщины, а также антиподально расположенные антропоморфные фигуры. Эти изображения, по всей вероятности, порождены представлениями, связанными с магией плодородия.

Среди сюжетов байкальских петроглифов встречаются изображения водоплавающих птиц — гусей или лебедей. Фигуры водоплавающих птиц находят объяснение в легендах о происхождении хоринских бурят от брака небесной девы-лебедя и сына божественного быка и шаманки. А.П. Окладников отметил аналогии в сюжетах байкальских петроглифов, с одной стороны, в Скандинавии и Карелии, а с другой — в Прибайкалье. Такими сюжетами являются рисунки лебедей, рыб, змей, рожающих женщин, сцены ритуальной борьбы. На основании сопоставления сюжетов А.П. Окладников пришел к выводу о широких культурно-этнических связях между древним населением этих областей Евразии. К более позднему пласту относятся фигуры всадников и оленей, стилизованных в соответствии с традицией скифского времени. Ранние фигуры силуэтны, лаконичны, монументальны, среди более поздних встречаются контурные. Датировка раннего пласта — эпоха бронзы (II тысячелетие до н.э.). Датировка позднего пласта — эпоха раннего железа (I тысячелетие до н.э.).

Сравнивая байкальские петроглифы с наскальными изображениями других территорий Евразии, А.П. Окладников пришел к выводу, что в их сюжетах, за исключением изображений скачущих галопом оленей, нет или почти нет точек соприкосновения с тем огромным по протяжению миром древнего искусства, который лежит к востоку и к северу от Байкала. Но тем рельефнее выступают их внутренние связи с петроглифами, расположенными западнее Байкала.

В эпоху средневековья среди петроглифов Байкала выделяется кочевнический пласт петроглифов — курыканские или позднекурыканские изображения. На горе Манхай в Прибайкалье среди разнообразных сюжетов кочевой жизни на плитах песчаника представлены передвижные жилища древних монголов, кибитки на колесах, в которые впряжены волы (Асеев, 1980). Из них наиболее ранние выполнены углубленными желобками, более поздние — резными линиями. Появляются новые сюжеты — лошади, верблюд, всадники на лошадях, показанных уже не строго в профиль, а с четырьмя ногами. Линия спины животных прямая, ноги в виде прямых черточек, круп срезан под прямым углом к спине, в результате получаются очертания туловища геометризированные в виде буквы П или же туловище с незамкнутым контуром в виде как бы двух букв П.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru