Чукотка
Средняя Лена
Верхняя Лена
Ангара
Река Алдан
Байкал
Верхнее и Нижнее Приамурье р. Олекма
Нижний Амур и р. Уссури
Степное Забайкалье
Хакасско-Минусинская котловина
Река Томь
Алтай
Тува
Урал
Северный Кавказ
Северо-Запад Европейской части России
свернуть карту

Ангара

Subdivision with id does not exist

В общем массиве писаниц азиатской тайги особое место занимают наскальные изображения в долине Ангары (Окладников, 1966). Как и Ленские писаницы, они известны еще со времени первых академических экспедиций в Сибирь в XVIII в. Петроглифы Ангары, скопиров

В общем массиве писаниц азиатской тайги особое место занимают наскальные изображения в долине Ангары (Окладников, 1966). Как и Ленские писаницы, они известны еще со времени первых академических экспедиций в Сибирь в XVIII в. Петроглифы Ангары, скопированные и изученные А.П. Окладниковым, ныне погребены на дне Братского моря. В какой-то мере они находят параллели среди среднеенисейских писаниц, но в целом здесь были представлены более древние образцы исконно таежного искусства, реалистического в своей основе. Всего в долине Ангары известно 12 местонахождений наскальных изображений, выполненных красной минеральной краской различных оттенков, реже черной, или выбитых и прошлифованных на скалах.

К эпохе палеолита А.П. Окладников относит изображения носорогов с острова Ушканьего (Окладников, 1976, с.47-55). Ранние, наиболее крупные фигуры животных, выполненные в обобщенных формах, в лаконичном стиле, отличаются параболоидными очертаниями морды, линейно-желобчатым контуром, туловище тяжелое и массивное. Они датируются эпохой камня (IV—III тысячелетия до н.э.). В этих рисунках, по его мнению, представлена начальная пора поисков новых изобразительных форм. Это подлинно младенческий по своей наивности опыты. Поражает какая-то странная примитивность и своего рода беспомощность.

Наибольшую ценность в научном и художественном отношениях представляли писаницы Первого—Третьего Каменных островов в районе дер. Егоровой. Излюбленный сюжет их творцов, безраздельно господствующий в наскальном искусстве этого региона — изображение лося. Наряду с отдельными фигурами этих животных, встречаются парциальные, то есть неполные изображения. Особенно изящно и правдиво трактована голова самки лося, которую А.П. Окладников образно назвал “лесной мадонной”. Встречаются изображения оленей, рыб, собак, змей, фантастического животного. Для наиболее многочисленной, группы животных, среди которых господствует лось, характерна реалистически точная передача общих очертаний грузного лосиного тела и специфических деталей, таких как крутой горб, длинные сухие ноги, пасть зверя и плавно очерченный изгиб нижней челюсти, под шеей характерный клок — серьга. В трех случаях лоси показаны с подогнутыми ногами. Так древний мастер пытался передать стремительное движение животных с прижатыми назад ушами, что является свидетельством крайнего напряжения. Условный способ передачи динамики заключается в том, что фигуры лосей располагаются под углом, они как бы устремлены по наклонной вверх. Своеобразные процессии зверей — композиции, где лоси следуют друг за другом. Древние мастера создали на скалах Ангары подлинные шедевры, удивительные по точности передачи изображения лосей. С течением времени размеры изображений уменьшаются по сравнению с ранними.

Наряду с наскальными рисунками, выполненными в духе первобытного реализма, начинают создаваться композиции, где представлены фигуры животных и людей, определенным образом стилизованные. Антропоморфные фигуры, несвойственные неолитическому искусству, в эпоху бронзы занимают значительное место в репертуаре петроглифов Ангары. Они изображены на скалах поодиночке или группами. Характерны ряды человечков, показанных с протянутыми друг к другу руками или как бы взявшимися за руки. Иногда в виде вертикальных черточек представлены гребцы, сидящие в лодке. Наряду с фронтальными антропоморфными фигурами, встречаются персонажи, показанные в профиль, сбоку, с изогнутым туловищем и в полусидячей позе. Это, к примеру, фигура лыжника, преследующего лося, или же фаллические хвостатые человечки с рожками-развилками на голове. Такие же рожки-развилки венчают антропоморфные личины-маски ангарских петроглифов. Личины отличаются особой сложностью и детализацией, передается образ не реального, а фантастического существа. Характерны палимпсесты — случаи взаимного перекрывания наскальных изображений.

Выделяются антропоморфные фигуры в рогатых головных уборах, расположенные фронтально, широкоплечие, с мощным торсом треугольных очертаний, узкой талией, ромбообразно согнутыми в коленях ногами, руками иногда воздетыми вверх. Близкие территориальные аналогии подобным антропоморфным персонажам известны на оз. Байкал в бухте Саган-Заба.

Среди петроглифов Каменных островов на Ангаре привлекают внимание ряды вертикальных черточек, нанесенных краской через равные интервалы, сходные с теми рядами линий, которые в значительном числе отмечены на средней Лене. Они изображают, надо полагать, охотничьи изгороди-загоны. Иногда внутри изгороди или рядом с ней бывает показан зверь, попавший в западню.

Своеобразны петроглифы в низовьях Ангары. У Мурожной шиверы изображения фигуративные, доминируют антропоморфные схематические фигуры, перимущественно фаллические с разведенными в сторны руками и ногами в виде развилок, головы обозначены окружностями. Два человечка изображены верхом. Фигурки стандартны, схематичны, упрощены. Есть несколько миниатюрных небрежно выполненных изображений животных, пропорции нарушены. Персонажи первого камня статичны, Второго показаны в действии. У всадника в руке оружие типа чекана. Изображения датируются концом I тысячелетия до н.э.

У поселка Геофизиков на левом берегу Ангары петроглифы открыты и обследованы Н.И. Дроздовым. Камень с петроглифами находится у самой воды. На плоскости изображены 92 трехточечные личины. Центральное место занимает личина, оконтуренная двумя концентрическими окружностями. Большая часть личин парциальные, не имеющие абриса. Композиционного построения не прослеживается. Изображения были созданы во второй половине II тысячелетия до н.э.




Сайт создан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Руководитель проекта 12-01-12033 (в). Е.Г.Дэвлет

Институт археологии Российской академии наук ia-ran@yandex.ru